Ask a question

История

  • 1932
    The foundation of A.M Gorky State Pedagogical Institute of Sukhum by the Decree of the People's Commissariat of Abkhazia. 85 students were studying at three Faculties of the Institute: Agro-Biological, Physical-Mathematical, Literature and Social Sciences. At that time there were only three Departments and 17 staff members (all without academic degrees). Andrej Chochua is the first Director of the Institute;
  • 1933
    Opening of the Russian Language Department;
  • 1935
    Opening of Botany and Chemistry Departments;
  • 1936
    The First Institute Graduation Event was carried out;

  • 1937
    Commissioning of the first Institute building; Creation of Foreign Languages Faculty, opening of Russian and Foreign Literature Department and Zoology Department;
  • 1938
    Opening of Geographical Faculty, Geography Department and Foreign Languages Department;
  • 1939
    Commissioning of the second Institute building; opening of Natural Sciences Faculty; launch of Extramural Department;
  • 1940
    Opening of two-year Training Courses on Foreign Languages for trainers and specialists of Incomplete Secondary Schools;
  • 1941
    before the beginning of the Second World War there were 2076 students, and 103 employees; 7 Faculties were already functioning at the Institute: Physical and Mathematical, Language and Literature, History, Geography, Natural Sciences, Foreign Languages, Physical education and Sports;
  • 1941-1945
    The Great Patriotic War. More than 500 students and staff members took part in the Second World War, 160 were awarded with decorations and medals;

  • 1946
    Opening of Postgraduate School on the base of the Institute on the following specialties: Mathematical Analysis, Physical Geography, USSR History, New History, Georgian language, Georgian Literature;
  • 1952
    Opening of the Evening Department;
  • 1954
    Opening of Abkhaz Sector at the Faculty of Language and Literature offering trainings to Abkhaz School Teachers;
  • 1956
    Opening of Abkhaz Language and Literature Department, the first head of which is Tamara Platonovna Shakryl;
  • 1957
    Opening of Abkhaz Language and Literature Department, the first head of which is Tamara Platonovna Shakryl;

    September 1, 1957 – Opening of Pedagogical Faculty offering trainings to teachers of Primary Schools with three Language Sectors (Abkhaz, Russian, Georgian);

    Since 1957, At the initiative of the Institute Director, Georgy Alekseevich Dzidzariya, the Institute began teaching the History of Abkhazia;
  • 1960-1961
    Opening of Training Cources in the Evening Department: Russian Language and Literature, Pedagogy and Methods of Primary Education;
  • 1962
    the 30th Anniversary of the Institute. By this time, 5400 qualified specialists had graduated the Institute; More than 1800 students studied, 125 employees worked, including 3 professors, 50 associate professors and candidates of sciences;
  • 1965
    Expansion of the Abkhaz Language and Literature Department into two independent ones - Abkhaz Language Department (Head of the Department - Associate P rofessor Kvarcheliya A.A.) and Abkhaz Literature Department (Head of the Department - Associate Professor  GubliaG.K.);
  • 1979
    Transformation of the Sukhum State Pedagogical Institute into the A.M. Gorky Abkhaz State University in accordance with the Decree of the CPSU Central Committee and the Council of Ministers of the USSR, by order of the Minister of Higher and Secondary Special Education of the USSR No. 191 as of February 13, 1979. Anchabadze Zurab Vianorovich was the first Rector of the University. A new specialty “Jurisprudence” has been introduced;
  • 1980
    Opening of the Economics Faculty;
  • 1981
    Opening of the Botany and Zoology Department, the Human and Animal Physiology Department, Chemistry Department, and the Base Department of Experimental Biology within the framework of the Scientific Research Institute of Experimental Pathology and Therapy;
  • 1983
    Commissioning oft he new University building (Zvanba Str, 9);
  • 1989
    Attempts of Georgian Central authorities to close the University resulting in the split of ASU on national/ethnic basis– the Georgian Government created the Sukhumi Branch of Tbilisi State University on the basis of Georgian Sector of ASU;
  • 1990
    Returning the University under the jurisdiction of Abkhazia;
  • 1992
    Opening of the specialty "Biochemistry" with the specialization of "Medic-Biochemist";
  • 1992-1993
    Patriotic War of the People of Abkhazia. 94 staff members and students ceased down on the battlefields as heroes;
  • 1993
    Resuming of University activities in Kelasur in the building of former Georgian Institute of Agriculture (GIA);
  • 1993
    Joining the Eurasian Association of Universities;
  • 1994
    Opening of the Agroengineering Faculty on the basis of the former GIA;
  • 1998
    Opening of the Specialty "Acting";
  • 2000
    Opening of the Center for Advanced Studies and Retraining of Specialists, which in 2007 was accredited with the Republican status); opening of the Applied Ecology Base Department; opening of a new specialty “Socio-Cultural Service and Tourism”;
  • 2001
    Opening of the Basic Forestry Department and introduction ofthe specialty “Forestry”;
  • 2003
    Opening of the "International Relations" specialty and the Department of History and Theory of International Relations; expansion of The Faculty of History and Law and formation of two independent ones - the Faculty of History and Faculty of Law;
  • 2006
    Signing of the Presidential Decree (PD 107) by S. V. Bagapsh “On Giving Autonomous Status to the Abkhaz State University”;

  • 2007
    Creation of specialized Dissertation Councils for the thesis presentation in specialties of "General Pedagogy, the History of Pedagogy and Education" and "Theory and Methodology of Teaching and Education"; creation of Association of Universities of Self-Determined States;
  • 2011
    the Creation of Educational and Scientific Center on Nart Saga and Field Folklore Studies at the ASU;

  • 2012
    Opening of Psychological and Pedagogical Center at the Pedagogical Faculty;
  • 2013
    Renaming of the Association of Universities of Self-Determined States into the Association of Universities of the Newest Independent States (since the time elapsed from the creation of the Association, the Republic of Abkhazia and the Republic of South Ossetia received the status of Independent States) at the congress in Tskhinval;
  • 2013
    Opening of the Press Service, and the Educational and Methodological Department;
  • 2013
    Opening of the Yu. N. Voronov Scientific and Cultural Center;
  • 2015
    Following the aim of improving the status of the State Language, the Department of the Abkhaz Language was reorganized; two departments were formed: No.1 - for specialized areas of training and No. 2 - for non-specialized areas of training;
  • 2015
    Inclusion of ASU into the Oxford Academic Union, and election of its Rector, A.A. Guaramia as a member of the Union Council;
  • 2016
    Creation of Educational and Scientific structural Unit - Art Department.

The Abkhaz State University was established on the basis of the State Pedagogical Institute of Sukhum, opened in 1932. The whole history of the University is inseparable from the life of the country due to transformations carried out in it. The University team had to face a number of challenges:  the split of the University on a national basis (1989), the collapse of the Soviet Union (1991), the Patriotic War of the People of Abkhazia (1992-1993), and the post-war blockade-all resulting in the limited material and intellectual resources. And at that difficult time, a great support to ASU was provided by the Lomonosov Moscow State University and personally by Mr. V.A. Sadovnichiy, the Rector. The Abkhaz University Students were given the opportunity by him to be admitted to Moscow State University. Once out of their country, many teachers found jobs there as well. The position of Viktor Antonovich, aimed at preserving the unified educational space of the former USSR countries, its integrity and consistency in upholding the interests of universities, education and science in general, played an important role in the recovery of ASU.  Thus, a month and a half later after the end of the war, the Eurasian Association of Universities included ASU at its Congress held on November 17, 1993. The Moscow State University was the first Russian university to conclude an agreement on educational, scientific and creative cooperation with ASU, which contributed to its further dynamic development. ASU Rector is regularly invited to congresses organized by Russian Union of Rectors, Association of Classical Universities of Russia, and meetings of the Educational and Methodological Association of Russian Universities. ASU lecturers and students are actively participating in many international scientific and creative forums. Similar events are regularly held at the Abkhaz State University. Students and lectures(сотрудники) of ASU were given the opportunity to upgrade their qualifications, continue their education in Graduate School and Doctoral Studies, and defend dissertations.

Since 2006 ASU has the status of an Autonomous National University, the founder of which is the President of the Republic of Abkhazia. This opened new opportunities for the development of educational and scientific activities of the University.

Currently, the Republic of Abkhazia is recognized by Russia and a number of other States, and becomes a subject of the International Law. Thanks to Russian assistance, the University is actively restoring its material and technical base.

Studying the experience of Universities in several countries (Russia, the USA, Great Britain, Germany, Italy, Belgium, Kazakhstan, etc.) enabled to elaborate the ASU Development Strategy as a National University of the Country. The University’s activities are based on universal and developing education principles, preserving the fundamental nature of education with the active introduction of innovative technologies. It is aimed at integrating ASU into the World Educational Space, at ensuring its full participation in international programs, establishing direct contacts and interaction with research and educational institutions of foreign countries. The University's international relations are carried out both through large educational communities (the Eurasian Association of Universities, the Association of Classical Universities of Russia, the Association of Universities of the Newest Independent States, the Oxford Academic Union), and through direct agreements with universities in Russia and business contacts with universities in Belarus, Northern Cyprus, Italy, Germany, Belgium, Venezuela.

Academicians, Doctors and Candidates of Sciences, Professors, Associate Professors, Laureates of various Creative and Scientific competitions, and Scientists awarded High State Awards are involved in the educational and scientific process of ASU.

To date, in the Abkhaz State University there are:

-  8 Faculties, the Department/Brunch of Arts and 42 Departments, where in various areas a level system of trainingis is carried out: Undergraduate, Special, Graduate and Postgraduate Studies;

- More than 3,000 students, including foreign students;

- several Dissertation Councils;

- priority areas of research are: Mathematics, Biology, Ecology, the cycle of disciplines of Abkhaz Studies, Archeology, Pedagogy;

- Gulia Scientific Library

- Republican Center for Advanced Studies and Retraining of Specialists;

- Educational and Scientific center on Nart Saga studies and field folklore;

- Information and Computing Center, Press Center;

- International Department;

- newspaper “Apsua University”.

The Abkhaz State University is the intellectual core of the Country, the center of science, culture and education, actively participating in the development of the Abkhaz Society Development Strategy. The cult of learning, knowledge, citizenship and patriotism - these are the main features that it forms in modern youth.

Element is not found

ЗАДАТЬ ВОПРОС

История

  • 1932
    Постановлением Наркомпроса Абхазии  основан  Сухумский государственный  педагогический  институт  им. А.М. Горького.  На  трех факультетах -  агро-биологическом, физико – математическом и  общественно-литературном обучалось 85 студентов.  Имелось всего три кафедры. Работало 17 сотрудников (все без ученых степеней). Первый директор  института - Чочуа Андрей Максимович;
  • 1933
    открылась кафедра русского языка;
  • 1935
    открылись кафедры ботаники и химии;
  • 1936
    осуществлен  первый выпуск института;
  • 1937
    введен в строй первый корпус института; создан факультет иностранных языков, отрылись кафедры русской и зарубежной литературы  и  зоологии;
  • 1938
    открылись географический  факультет, кафедра географии и кафедра иностранных языков;
  • 1939
    введен в строй второй корпус института; открыт факультет естествознания; начало функционировать  заочное отделение;
  • 1940
    открыты двухгодичные курсы иностранных языков, готовившие специалистов для неполных средних школ;
  • 1941
    перед началом ВОВ в институте уже функционировало семь факультетов: физико-математический, языка и литературы, истории, географии, естествознания, иностранных языков, физвоспитания и спорта. 2076 студентов, 103 сотрудника;
  • 1941-1945
    Великая Отечественная Война. Более 500 студентов и сотрудников – участники ВОВ, 160 награждены орденами и медалями;
  • 1946
    при институте открыта аспирантура по специальностям: математический анализ, физическая география, история СССР, новая история, грузинский язык, грузинская литература;
  • 1952
    начало функционировать вечернее отделение;
  • 1954
    на факультете языка и литературы был открыт абхазский сектор, начавший подготовку педагогических кадров для абхазских школ;
  • 1956
    создана кафедра абхазского языка и литературы, первой заведующей которой стала Тамара Платоновна Шакрыл;
  • 1957
    открыт педагогический  факультет для подготовки учителей начальных школ с тремя секторами (абхазским, русским, грузинским);
    С 1957 года по инициативе директора института Георгия  Алексеевича Дзидзария  началось  преподавание истории Абхазии;
  • 1960-1961
    на вечернем отделении стали готовить специалистов  русского языка и литературы, педагогики и методики начального образования;
  • 1962
    год 30-летия института. К этому времени институт выпустил 5400 квалифицированных специалистов;   обучалось более 1800 студентов, работало  125 сотрудников, среди которых 3 профессора, 50 доцентов и кандидатов наук;
  • 1965
    кафедра абхазского языка и литературы была разделена  на две самостоятельные – кафедру абхазского языка ( зав. каф. – доц. Кварчелия А.А.)  и  кафедру абхазской литературы (зав. каф. – доц. Гублия Г.К.);
  • 1979
    в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, по приказу министра высшего и среднего специального образования СССР № 191 от 13 февраля 1979 г. Сухумский государственный педагогический институт преобразован в Абхазский государственный университет им. А.М. Горького. Первый ректор университета – Анчабадзе Зураб Вианорович. Введена новая специальность «Правоведение»;
  • 1980
    открыт экономический факультет;
  • 1981
    открылись кафедра ботаники и зоологии, кафедра физиологии человека и животных и химии, базовая кафедра экспериментальной биологии при НИИЭПИТ;
  • 1983
    введен в строй новый корпус университета (ныне - Званба, 9);
  • 1989
    центральные власти Грузии попытались закрыть университет,
    в связи с чем произошел раскол АГУ по национальному признаку – на базе
    грузинского сектора правительство Грузии создало Сухумский филиал
    Тбилисского госуниверситета;
  • 1990
    университет перешел под юрисдикцию Абхазии;
  • 1992
    открыта специальность «Биохимия» со специализацией «врач-биохимик»;
  • 1992-1993
    Отечественная война народа Абхазии. 94 сотрудника и студента пали смертью героев на полях сражений;
  • 1993
    АГУ вошел в Евразийскую ассоциацию университетов;
  • 1993
    возобновилась работа университета в Келасуре, в здании бывшего ГИСХ;
  • 1994
    на базе бывшего ГИСХ образован агроинженерный факультет;
  • 1998
    введена специальность «Актерское искусство»;
  • 2000
    создан Центр повышения квалификации и переподготовки специалистов, которому в 2007 году был присвоен статус Республиканского; основана базовая кафедра Прикладной экологии; открыта новая специальность «Социально-культурный сервис и туризм»;
  • 2001
    открыта базовая кафедра Лесного хозяйства и введена специальность «Лесное хозяйство»;
  • 2003
    открыты специальность «Международные отношения» и кафедра Истории и теории международных отношений; историко-юридический факультет был разделен на два самостоятельных – исторический и юридический факультеты;
  • 2006
    президент С. В. Багапш подписал Указ (УП 107) «О придании автономного статуса Абхазскому государственному университету»;
  • 2007
    созданы специализированные Советы по защите диссертаций по специальностям «Общая педагогика, история педагогики и образования» и «Теория и методика обучения и воспитания»; создана Ассоциация университетов самоопределившихся государств;
  • 2011
    при АГУ создан учебно-научный Центр нартоведения и полевой фольклористики;
  • 2012
    создан Психолого-педагогический центр при педагогическом факультете;
  • 2013
    открыт Научно-культурный центр им. Ю.Н. Воронова;
  • 2013
    созданы Пресс-служба, Учебно-методический отдел;
  • 2013
    Ассоциация университетов самоопределившихся государств на съезде в Цхинвале была переименована в Ассоциацию университетов новейших независимых государств (т.к. за время, прошедшее с момента организации Ассоциации, Республика Абхазия и Республика Южная Осетия получили статус независимых государств);
  • 2015
    АГУ включен в Оксфордский Академический Союз, а ректор А.А. Гварамия избран членом Совета этого Союза;
  • 2015
    в целях повышения статуса государственного языка произведена реорганизация кафедры абхазского языка; образованы две кафедры №1 – для
    специальных и №2 – для неспециальных направлений подготовки;
  • 2016
    создано учебно-научное структурное подразделение – Отделение искусств.

Абхазский государственный университет был создан на базе Сухумского госпединститута, открытого в 1932 году. Вся история университета неотделима от жизни страны, проводившихся в ней преобразований. Раскол университета по национальному признаку (1989) развал Советскогo Союза (1991), Отечественная война народа Абхазии (1992-1993), послевоенная блокада и сопровождавшая ее ограниченность материальных и интеллектуальных ресурсов стали для коллектива тяжелым испытанием. В это сложное время огромную поддержку АГУ оказал Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова и лично ректор В.А. Садовничий. Студенты Абхазского университета, оказавшиеся вне своей страны, его решением были приняты в МГУ, а многим преподавателям предоставлены рабочие места. Позиция Виктора Антоновича, направленная на сохранение единого образовательного пространства стран бывшего СССР, его принципиальность и последовательность в отстаивании интересов вузов, образования и науки в целом, сыграли важную роль в восстановлении АГУ. Через полтора месяца после окончания войны, 17 ноября 1993 года, на съезде Евразийской Ассоциации университетов, АГУ был включен в ее состав. МГУ стал первым российским вузом, заключившим договор об образовательном, научном и творческом сотрудничестве с АГУ, что способствовало его дальнейшему динамичному развитию. Ректора АГУ регулярно приглашают на съезды Российского союза ректоров, Ассоциации классических университетов России, заседания учебно-методического объединения университетов России. Преподаватели и студенты АГУ активно участвуют в работе многих международных научных, творческих форумов. Подобные мероприятия регулярно проводятся и на базе Абхазского государственного университета. Студентам и сотрудникам АГУ предоставлена возможность повышать квалификацию, продолжать учебу в аспирантуре и докторантуре, защищать диссертации.

С 2006 года АГУ имеет статус автономного национального университета, функции учредителя которого выполняет Президент Республики Абхазия. Это открыло университету новые возможности для развития образовательных и научных направлений деятельности.

Сегодня Республика Абхазия признана Россией и рядом других государств, становится субъектом международного права. Благодаря российской помощи, университет активно восстанавливает материально-техническую базу.

Изучение опыта вузов ряда стран (России, США, Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Казахстана и др.) позволило выработать стратегию развития АГУ как национального вуза страны. Деятельность университета построена на принципах универсального и развивающего обучения, сохранения фундаментальности в образовании при активном внедрении инновационных технологий. Она направлена на интеграцию АГУ в мировое образовательное пространство, на обеспечение его полноценного участия в международных программах, установление прямых контактов и взаимодействие с научно-исследовательскими и учебными заведениями зарубежных стран. Международные связи университета осуществляются как через крупные образовательные сообщества (Евразийскую Ассоциацию университетов, Ассоциацию классических университетов России, Ассоциацию университетов новейших независимых государств, Оксфордский Академический Союз), так и на основе прямых договоров с вузами России, и деловых контактов с вузами Белоруссии, Северного Кипра, Италии, Германии, Бельгии, Венесуэлы.

В учебно-научном процессе АГУ задействованы академики, доктора и кандидаты наук, профессора, доценты, лауреаты различных творческих и научных конкурсов, ученые, удостоенные высоких государственных наград.


На сегодняшний день в Абхазском госуниверситете:

- 8 факультетов, Отделение искусств и 42 кафедры, где реализуется уровневая система подготовки кадров по различным направлениям бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспиратуры;

- более 3000 студентов, включая иностранных;

- несколько диссертационных советов; приоритетными направлениями научных исследований являются математика, биология, экология, цикл дисциплин абхазоведения, археология, педагогика;

- Научная библиотека им. Д.И. Гулия;

- Республиканский центр повышения квалификации и переподготовки специалистов;

- Учебно-научный центр нартоведения и полевой фольклористики;

- Информационно-вычислительный центр и Пресс-центр;

- Международный отдел;

- газета «Апсуа университет».

Университет в годы войны

Преобразование пединститута в университет в 1979 году произошло наспех, без соответствующего кадрового и материально-технического обеспечения. Решалась чисто политическая задача и до 1989 года шел трудный процесс перехода на университетские стандарты.


В 1989 году на волне грузинского националистического движения университет был разделен пополам по национальному признаку, и на базе грузинского сектора правительство Грузии создало Сухумский филиал Тбилисского госуниверситета. Создание такого филиала послужило детонатором событий июля 1989 года, приведших к человеческим жертвам. Но коллектив АГУ не дрогнул, мобилизовался. По предложению ректора АГУ А. А. Гварамия в августе 1990 года университет перешел под юрисдикцию Абхазии. Впервые была приглашена на учебу молодежь из абхазской диаспоры Турции, из Северного Кавказа; помогли университеты Москвы, юга России, АГУ включили в Ассоциацию инженерных вузов СССР.
Минвуз СССР стал выделять целевые места – и студенческие, и аспирантские - для молодежи Абхазии в вузах России. Университет начал развиваться хорошими темпами. Но 14 августа 1992 года процесс оборвала война, ставшая для народа Абхазии Отечественной. Университет разделил судьбу своего народа - подавляющее большинство сотрудников и студентов c первых же дней войны влились в ряды защитников Родины.

Война затянулась. Возникла угроза самороспуска университета. После неудачного мартовского наступления 1993 г. в Гудауте был создан штаб университета. Были проведены выпускные экзамены, начался сбор информации по каждому студенту и преподавателю, решались организационные вопросы для возобновления учебного процесса с 1 ноября 1993 г (на базе Гагрской средней школы №2). А. А. Гварамия обратился к Президенту Евразийской Ассоциации Университетов, ректору МГУ Садовничему В.А. (который в дни войны принял в свой университет 87 наших студенток в качестве вольнослушателей и 16 преподавателей с предоставлением общежития) с просьбой о принятии АГУ в эту организацию. Весть об этих мероприятиях, проходивших на фоне ожесточенных боевых действий на фронтах, несомненно, способствовала еще большему поднятию духа всего народа, вере в приближающуюся победу над врагом.

Она пришла 30 сентября 1993 г. Коллектив АГУ внес достойную лепту в эту долгожданную победу. 94 студента и сотрудника университета положили свои жизни на алтарь свободы. А если к ним добавить и выпускников АГУ, то счет пойдет на многие сотни. Их имена будут служить вечным примером настоящего мужества, патриотизма и свободолюбия.
В период оккупации столицы все учреждения науки, культуры, образования подверглись варварскому разграблению и уничтожению. Материально-техническая база университета была полностью разрушена. Даже по окончании навязанной войны на Республику оказывалось политическое, экономическое и информационное давление, была объявлена блокада. Но тем не менее учебный процесс был возобновлен в октябре 1993 г. Занимались всего два раза в неделю в полуразрушенном корпусе без стекол, сессию проводили один раз в год, не получали никакой зарплаты – только гуманитарную помощь. Практически не было городского транспорта – студенты и преподаватели приходили в университет пешком.

Не для всех эти и другие испытания оказались посильными. Многие сотрудники, в том числе 20 из 38 заведующих кафедрами, не вернулись в университет. Штат университета пришлось сформировать заново.